На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...

Поддержит ли налог на ПНГ нефтегазохимию?

Если раньше увеличение НДПИ на попутный газ должно было компенсировать выпадающие доходы бюджета от льгот на Приобское месторождение, то в новой концепции собранные средства позволят субсидировать обратный акциз на СУГ.

Минфин и Минэнерго должны 6 декабря внести в правительство законопроект, призванный поддержать развитие нефтегазохимической отрасли путем введения обратного акциза на сжиженный углеводородный газ и этан.

Концепция этого законопроекта обсуждается не первый месяц и итоговый вариант документа сильно отличается от того, что предлагалось вначале.

Правительство уже давно изыскивает возможность поддержки развития нефтегазохимии. В изначальном варианте финансирование налоговых вычетов на СУГ и этан планировалось за счет повышения экспортных пошлин на сжиженные углеводородные газы. Теперь же источником средств должно стать повышение НДПИ на попутный газ.

Изменения коснулись и размера ставки — если ранее Минфин предлагал ввести налог на в размере 385 рублей на 1 тыс. куб. м, то в финальной версии законопроекта ставка налога составит 50 рублей на 1 тыс. кубометров с последующим увеличением: с 2024 года — до 100 рублей, с 2026 года — до 150 рублей.

Размер обратного акциза на СУГ должен составить 4,5 тыс. руб./т с 2022 г., 6,5 тыс. руб./т с 2024 г. и 7,5 тыс. руб./т с 2026 г. Обратный акциз на этан составит 9 тыс. руб./т.

Необходимо отметить, что обратный акциз смогут получить не все — как и в случае с демпфером на нефтепродукты, для его получения претенденты должны соблюсти ряд условий: ввести после 2021 г. нефтехимические мощности по переработке не менее 300 тыс. т этана или заключить соглашение с Минэнерго об инвестициях в строительство в размере не менее 65 млрд рублей.

Таких предприятий на сегодняшний момент всего три — Амурский ГХК, предприятие «Русгаздобыча» и Иркутский завод полимеров. Надо сказать, что первоначальный вариант законопроекта выглядел по мнению самих нефтяных и газоперерабатывающих компаний крайне не логично и встретил серьезное сопротивление как со стороны производителей ПНГ, так и газохимических компаний. По их мнению, которое разделяет Минэнерго, развивать газохимическую отрасль за счет роста стоимости сырья для ее работы — странное решение.

«В мировой практике нет примеров налогообложения на добычу попутного нефтяного газа, поскольку он является побочным продуктом нефтедобычи, — заявили „НиК“ в СИБУРе. — За последние 15 лет Россия через государственную политику по стимулированию нефтедобывающей и нефтехимической отрасли существенно повысила долю полезной утилизации попутного нефтяного газа, решая экологическую и экономическую задачи по предотвращению его сжигания. Одним из результатов этого стратегического подхода стало создание в стране производств современных материалов, сыгравших большую роль в замещении импорта и росте несырьевого экспорта.

Инициативы по возможному вводу НДПИ на ПНГ идут вразрез c проводимой регулятором успешной и долгосрочной политикой по развитию глубокой переработки углеводородов в стране и несырьевого экспорта».

Второй момент, который вызвал недовольство большей части отраслевых компаний — намерение Минфина «закрыть» за счет полученных через НДПИ на ПНГ средств выпадающие доходы от введения льгот для Приобского месторождения.

В новом варианте законопроекта подход изменен: средства будут направлены непосредственно на поддержку развития нефтехимии, а не на компенсацию бюджету за Приобские льготы.

Тем не менее, источники в отрасли отмечают, что рост фискальной нагрузки на сырье для нефтегазохимии противоречит политике стимулирования глубокой переработки, неоднократно и официально озвучиваемой и поддерживаемой. Кроме того, дополнительное давление на нефтяные компании оказывает и существующая норма об обязательной утилизации 95% добываемого ПНГ — если раньше это был побочный продукт добычи, который нужно было «пристраивать», чтобы избежать штрафов за нарушение норм утилизации, то теперь это побочный продукт с обременением в виде НДПИ.

В этих условиях резко теряет привлекательность развитие малой промысловой энергетики, для которой ПНГ был основным топливным ресурсом, а технология обратной закачки газа в пласт для повышения объемов добычи (так называемый «газлифт») будет фактически дважды облагаться налогом.

Да и сжигание ПНГ на факелах с введением НДПИ становится слишком дорогим удовольствием. Похоже, что наиболее эффективным способом снижения налоговой нагрузки на ПНГ для нефтяных компаний будет снижение объемов его производства. А поскольку газ этот — попутный, то есть, добываемый попутно с нефтью, то для снижения объемов добычи ПНГ логичнее всего снизить добычу нефти. Может, это и к лучшему — ОПЕК будет только рад такому решению.

Владимир Бобылев

 

Ссылка на первоисточник
наверх