На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...

Экономия на озеленении

Включение «зеленых» технологий уже на ранних этапах реализации химических проектов может существенно снизить стоимость их внедрения и в перспективе помочь сэкономить компаниям до 1 млрд евро на трансграничном углеродном налоге.

Мировая углеродная повестка

Сегодня изменение климата уже не является проблемой, которая волнует лишь экологов и эко-активистов, а начинает затрагивать экономические интересы компаний и даже целых государств.

Справедливости ради, инициативы по декарбонизации глобальной экономики инициировались и ранее. В 1997 г. был принят Киотский протокол — одно из первых международных соглашений, заключенных с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению. С 2005 г. в ЕС действует схема торговли квотами на выбросы (EU ETS), которая предусматривает распределение и торговлю квотами на выбросы парниковых газов (ПГ) на всей территории Европейского Союза с лимитами, устанавливаемыми каждым государством-членом. В 2015 г. было принято Парижское соглашение, целью которого является удержание роста глобальной средней температуры ниже 2°C по отношению к показателям доиндустриальной эпохи.

Однако за последние 2 года климатическая тема получила колоссальный импульс. Так, например, в ЕС В конце 2019 г. Европейской Комиссией был принят European Green Deal — план мероприятий, которые позволят достичь нулевого нетто-выброса ПГ и нулевого суммарного загрязнения окружающей среды путем перехода от использования ископаемых к возобновляемым источникам энергии и сырья в странах-членах ЕС к 2050 г. В прошлом году в ЕС были приняты Стратегия эмиссии метана, Водородная стратегия, а в марте этого года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о планах к лету пересмотреть все энергетическое законодательство ЕС в целях его адаптации для новых климатических целей.

При этом политики по сокращению выбросов в разных странах различаются по подходу и амбициям, что значительно осложняет эффективное сотрудничество между ними в этом вопросе. Кроме того, текущая зависимость экономик от углеводородов и выбросов для разных государств сильно отличается.

В качестве мер защиты своих компаний ЕС прорабатывает инструмент Трансграничного углеродного налога (ТУР). Основная цель ТУР — уравнивание мер климатического законодательства в отношении внутренних и внешних производителей продукции для продажи в Европе с целью предотвращения «утечки углерода». Конечно это будет стимулировать декарбонизацию, но приведет к снижению эффективности той части производств, которые ориентированы на экспорт в ЕС. Пока законопроект об углеродном регулировании находится на стадии разработки, поэтому методология расчета еще неизвестна и ключевые развилки по определению объема выбросов в рамках ТУР еще не пройдены.

Наиболее вероятным вариантом является введение таможенной пошлины, основанной на объеме ПГ, выделенном при производстве поставляемой в ЕС продукции. Согласно оценкам, ожидаемый размер таможенного тарифа может составить 40-75 евро/т СО2. Поэтому введение трансграничного углеродного регулирования в ЕС, вероятно, окажет колоссальное влияние на мировую торговлю и повлечет за собой значительное изменение глобальных рынков.

Стоит отметить, что в мировой практике применяются различные методики оценки объема выбросов парниковых газов. Их гармонизация является одной из актуальных проблем в свете текущей декарбонизационной повестки, которая в скором будущем будем иметь совершенно конкретное денежное измерение. Так, в РФ действующая система учета углеродного следа в продукции на уровне страны создает политические и регуляторные риски, для минимизации которых необходимо решение двух задач:

  • Учет углеродного следа конкретной продукции на основании согласованных отраслью аналитических расчетов и мониторинга;
  • Верификация структуры потребления тепло-, электроэнергии и гармонизация выбросов с энергетической отраслью.

Корпоративный ответ

Многие нефтегазовые компании уже заявили о своих целях по сокращению выбросов и достижению углеродной нейтральности. При этом, как и в случае с государственными программами, корпоративные стратегии декарбонизации (BP, Chevron, Shell, Total и т. д.) существенно варьируются. Основными направлениями являются снижение выбросов метана всей производственной цепочки углеводородного сырья (УВС), использование генерации ВИЭ для собственных нужд и постепенная трансформация из нефтегазовых в энергетические компании с преобладанием солнечных и ветровых электростанций. По мере достижения целей по ВИЭ корпоративный фокус смещается в сторону роста энергоэффективности и технологий минимизации выбросов в нефтегазовом секторе. В целом реализация заявленных нефтегазовыми компаниями стратегий позволит снизить выбросы парниковых газов на 44% к 2030 г (Рисунок 1). Наибольшим же потенциалом для достижения углеродной нейтральности является минимизация утечек метана на всей производственной цепочке УВС, которая является наиболее быстрым и экономически эффективным методом декарбонизации в ТЭК.

Российские компании также инвестируют в экологические и климатические проекты и вовлечены в разработку зеленых технологий. Благодаря их усилиям ежегодно предотвращается более 50 млн т выбросов СО2-эквивалента. Так, «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ внедряют технологии на основе ВИЭ на своих НПЗ, на программы утилизации попутного нефтяного газа с 2012 г. потрачено более 800 млрд руб., что позволило повысить утилизацию с 5,3% до 81,5% и сократить выбросы метана. «Роснефть» планирует обеспечить своей мега-проект «Восток Ойл» локальной ветрогенерацией, кроме того в 2020 г. компания анонсировала климатические цели до 2035 г. и наметила план по углеродному менеджменту. НОВАТЭК собирается реализовать проект по улавливанию и захоронению CO2 на заводах СПГ на Ямале, «Газпромом» запатентована и отрабатывается технология для производства метано-водородной смеси на КС ГТС.

Сегодня российские экспортеры поставляют в ЕС порядка 20% своих прямых и косвенных выбросов. Конечно, основную долю в этом объеме составляет нефтегазовая отрасль. Но уже в среднесрочной перспективе с вводом крупных проектов в аммиачной, метанольной и нефтехимической отраслях химическая индустрия также станет крупным экспортером углерода. Поэтому уже на этапе проработки таких проектов целесообразно предусмотреть применение зеленых технологий, что несомненно станет стратегически верным шагом и позволит компаниям поставить амбициозные цели по сокращению выбросов и углеродной нейтральности. Возможности для выбора технологий достаточно велики — от традиционной производственной оптимизации до относительно новых водородных и био-технологий. Более подробно о ключевых направлениях сокращения выбросов в химической отрасли — на рисунке 2.

С учетом перспективных проектов потенциал сокращения выбросов при производстве продукции нефтегазохимии в РФ может превысить 45 млн т CO2-эквивалента, что может означать экономию до 1 млрд евро экономии при экспорте продукции в ЕС.

Дмитрий Акишин, директор практики «Газ и химия» VYGON Consulting

Артем Лебедской-Тамбиев, консультант VYGON Consulting

 

Ссылка на первоисточник
наверх