На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...

Лоскутное одеяло налоговой системы

Замглавы Минфина Алексей Сазанов считает ошибкой введение налога на добавленный доход, из-за чего, по его мнению, бюджет недополучил в 2019 году 213 млрд руб. Оставим на совести министра популистский посыл о том, что нефтяные компании тем самым как бы изъяли по 1,4 тыс. рублей «у каждого гражданина России».

Это вообще странно слышать из уст представителя ведомства, по своим функциям непосредственно залезающего в каждый карман в этой стране. Что делать — Минфин привык делить неполученные доходы, недополученную прибыль считать убытком, а каждую меру стимулирующего характера считать «выпадающими доходами», которые необходимо срочно заместить новыми поборами. Минфин подсчитал, что из-за НДД бюджет недополучил больше, чем рассчитывал, и уже планирует изъять неполученное за счет изменения коэффициентов по НДПИ. Что ж, не все можно рассчитать заранее. Вряд ли Минфин рассчитывал в этом году получить дополнительные доходы за счет демпфирующего механизма из-за упавших экспортных цен на нефтепродукты. Но в связи с этим ничего подкорректировать почему-то не спешит. Сазанов уже с осени прошлого года утверждает, что из-за НДД выпадают доходы бюджета, когда с начала этого эксперимента еще и года не прошло — он действует только с начала 2019 года. Можно ли считать такую аргументацию добросовестной? Инвестиционный цикл в нефтяной отрасли достаточно длительный, если условия все время менять, под них никто не станет закладываться вдолгую. Кто же станет всерьез строить инвестиционную стратегию, если новой системе налогообложения только год, а ее уже норовят изменить?
Это раз. Во-вторых, аргумент о том, что вместо инвестиций выросли дивиденды, чудесно слышать от Минфина, добивавшегося и добившегося роста дивидендных выплат от госкомпаний (включая нефтяников). И, наконец, три: инвестиции сдерживались, покуда действовало прежнее соглашение с ОПЕК по ограничению нефтедобычи. По новому соглашению ОПЕК+ снижать придется гораздо больше. Ну разве не лукавство — требовать роста инвестиций, но при этом не увеличивать их отдачу? Эффективность добычи критически зависит не только от цены нефти, но и от ставок налогов и набора льгот. По проведенной в прошлом году ревизии лишь около трети нефтяных ресурсов было рентабельно для добычи. Это при действующем наборе налогов и льгот. Изменением ставок можно увеличить или уменьшить эту долю, сделав добычу на месторождениях более эффективной или менее эффективной. К настоящему времени большинство нефтедобывающих стран перенесли центр тяжести в налогообложении нефтегазовой отрасли от обложения объемов добычи к обложению финансовых результатов. Да, роялти за пользование недрами остаются, и довольно большие, но основной упор делается все же на результат. Это в перспективе способствует росту инвестиционной активности компаний сектора и стимулирует восполнение их ресурсной базы за счет освоения более сложных ресурсов. Но Минфин предпочитает латать и перелатывать одеяло из НДПИ с заплатками из льгот и отдельных коэффициентов чуть ли не для каждого отдельного месторождения. Хорошо хоть еще не для каждой отдельной скважины. У нас чуть не половина Налогового кодекса отведена описанию этого процесса, и целые штаты бухгалтеров обслуживают расчеты. Переход к системе обложения результата упрощает весь процесс и стимулирует эффективность. В начале века от этого отказались, поскольку сочли, что добытую нефть труднее прятать от налогов, чем полученную прибыль. Но с тех пор ситуация изменилась, уже нет сотен независимых нефтедобывающих компаний. Крупнейших игроков можно пересчитать по пальцам руки, а «Роснефть», добывающую 40% российской нефти, и вовсе контролирует государство. Грубо говоря, это отношения между ограниченным кругом людей, годами лично знающих друг друга. К тому же цифровые технологии и электронный учет позволяют отследить каждую копейку не хуже, чем каждую тонну нефти, разве нет? Так в чем проблема с реформированием системы налогообложения нефтегазовой отрасли? Но нет. Дискуссии вокруг НДД и его аналогов в нашей стране велись годами. Минфин годами противился и согласился лишь на эксперимент с 2019 года в очень урезанном виде и только для четырех групп месторождений (всего 35 участков): новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн в год); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 млн тонн. НДД — это налог в 50% грубо говоря с выручки от продажи добытой нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку. Причем не всех расходов, а лишь не выше фиксированной части (уровень доверия зашкаливает). Бюджет недополучает доходы? Но можно ведь подкорректировать параметры — повысить ставку, снизить порог по затратам. При всей противоречивости отношения к «богатеньким нефтяным компаниям», налогообложение нефтяной отрасли нужно реформировать, и НДД — это только первый шаг в этом направлении. Даже не шаг, а маленький неуверенный шажок. Это очень урезанный и ограниченный эксперимент. НДД даже не отменяет НДПИ, а лишь добавляется в виде еще одной аппликации сверху на это «лоскутное одеяло». Но по идее в перспективе он должен распространяться шире, заменяя собой НДПИ. Общий принцип для всех должен заменить собой длинный список исключений.

 

Ссылка на первоисточник
наверх