На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

187 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...
  • Александр Лагуткин
    Подождем до зимы.  К зиме у европидарасов в мозгах посвежеет.Турбина для «Севе...

Последствия кризиса и пандемии еще оказывают давление на отрасль, но уже наметился разворот

Ключевые факторы рынка нефти

Последствия COVID-19 ещё долго будут оказывать давление на отрасль. В III квартале 2020 года наблюдался разворот нефтяных котировок с их минимальных значений I квартала. Вторая волна коронавируса внесла неопределённость по темпам восстановления спроса. Многие аналитики соглашаются, что возврат спроса и цен к докризисному уровню будет затяжным и болезненным.

Выполнение соглашения ОПЕК+ и постепенное восстановление спроса положительно влияет на баланс рынка нефти. Сокращение инвестиций компаний в новые проекты может привести к сокращению со стороны предложения на рынке, что позитивно для цен на нефть и нефтепродукты в средне- и долгосрочном периоде.

Баланс спроса и предложения

В третьем квартале произошло знаменательное событие для рынка нефти: впервые сначала года по итогам квартала спрос превысил предложение. Мировые хранилища в III квартале были переполнены, и производители не знали, где хранить добытое сырье. В III квартале благодаря сделке ОПЕК+ и постепенному выходу из первого карантина спрос постепенно превысил предложение и началось постепенное сокращение запасов.

Даже с учетом новой сделки ОПЕК+ сохраняется значительная неопределенность с динамикой мирового спроса в 2020–2021 годах, который будет зависеть от эффективности мер борьбы с эпидемией. Многие энергоемкие отрасли, такие как транспорт и туризм, останутся в сложной ситуации в течение большей части 2021 года, что будет препятствовать восстановлению мирового спроса на нефть.

В начале декабря ОПЕК продемонстрировал понимание всех текущих рисков. Были снижены квоты с 1 января 2021 года не на 2 млн б/с, как было оговорено весной, а на 0,5 млн б/с. Также было принято решение ежемесячно собирать мониторинговую комиссию, по заключению которой будет приниматься решение о повышении либо о снижение квот картеля, но не более чем на 0,5 млн б/с. Данное решение показывает осторожность ключевых добывающих стран.

Что касается спроса, то тут ситуация менее прогнозируемая, чем с предложением. Правительства по всему миру вводят ограничения на передвижения граждан в своих странах и между государствами, что, в свою очередь, негативно влияет на потребление бензина, дизеля и авиакеросина. В конечном итоге это отражается на глобальном спросе на нефть. В своем последнем отчете EIA показало, что среднее потребление нефти в ноябре составило 95,6 млн б/с, это на 6,3 млн б/с меньше, чем в ноябре в прошлом году. Всего в 2020 г. агентство прогнозирует, что будет потребляться 92,4 млн б/с, что на 8,8 млн баррелей меньше, чем в 2019 г.

Весь следующий год, по прогнозам, рынок будет находиться в дефиците. Полное восстановление потребления нефти будет достигнуто в первых кварталах 2022 г.

Общие корпоративные тренды отрасли в III квартале 2020 г.

Основные изменения в выручке — средняя отпускная цена нефти выросла на 50% и так же выросло производство нефти. Соединяя эти два фактора, получаем рост выручки реализации нефти на 50-60% относительно прошлого квартала. Для российских компаний позитивным фактором является увеличение спреда между эталонной нефтью Brent и нефти Urals: летом спред доходил до $3, тогда как обычно он отрицательный. Крэк-спрэды сужались по причине роста стоимости сырья, давили на маржу компаний нефтехимической отрасли, однако российские нефтяники остались в плюсе за счет уменьшения отрицательного демпфера при поставке на внутренний рынок.

Относительно операционной части добавить больше нечего. Основной настораживающий фактор в отчетности за III квартал — отклонение компаний от своих стратегических инициатив, а также снижение активности в ряде бизнес-направлений, наиболее сильно пострадавших в первое полугодие. Многие нефтяные компании на пресс-конференциях по итогам III квартала заявили об отказе от выплаты дивидендов в этом году, топ-менеджмент опасается повторных коллапсов, а сохранённая нераспределённая прибыль поддержит операционную деятельность.

Так, большинство крупных нефтегазовых операторов по итогам первого полугодия 2020 г. сообщили о снижении капитальных расходов на 20-30% г/г. Наиболее сильно снизили частные европейские компании BP (-39% г/г), Eni (-38%), крупнейшие государственные нефтяные компании — Saudi Aramco, Petrobras, Equinor — снизили капитальные затраты на 6%, 10% и 13% соответственно. Для последних незначительная корректировка капитальных затрат в связи со снижением добычи никак не скажется в среднесрочной перспективе, однако для небольших частных компаний выход на докризисные уровни производства станет очень серьезным вызовом.

В 2021 г. ещё сохранятся квоты ОПЕК, поэтому, скорее всего, компаниям не потребуется дополнительных капитальных вложений помимо поддерживающих затрат. Таким образом, компании переживут период нестабильности в условиях жесткой экономии и будут накапливать кэш для дальнейших стратегических инициатив.

Точки роста для нефтегазовых компаний останутся в нефтехимической и газовой сферах. Международные аналитические агентства предупреждают, что рост нефтегазохимии будет опережать рост мирового ВВП в два раза, что составит 4% в следующие 10-15 лет. В России в первой декаде декабря на эпохальном совещании с участием президента Путина по развитию нефтехимии поставлена стратегическая задача увеличить производство нефтехимической продукции на 70% к 2030 г., что предполагает среднегодовой темп роста CAGR 6%. Стоит иметь в виду, что в мире очень быстро развиваются технологии и появляется возможность почти бесконечной переработки пластика. Это может очень сильно ударить по спросу на нефть (оценки разнятся примерно 5-10 млн б/с в долгосрочном периоде) и нефтехимии.

Для нефтегазовых компаний в средне- и долгосрочной перспективе сохраняются перспективы в газовой сфере из-за ее экологичности. Многие страны предпочитают подешевевший газ другим источникам энергии. Данный тренд может положительно отразиться на «Газпром нефти» и «Роснефти», которые развивают свои газоконденсатные проекты, добыча по которым выведена за квоты ОПЕК. Однако данные проекты, несмотря на их будущую перспективность, в краткосрочном периоде оказываются убыточными из-за слабого спроса на конечные продукты из этого сырья.

Заключение

Ситуация в III квартале значительно лучше, чем была в первом полугодии, но она далека от докризисной. На рынке очень много рисков. Если ситуацию с предложением удалось взять под контроль за счет слаженных действий государств-нефтепроизводителей, то со спросом все сложнее. Прогнозы на IV квартал и 2021 г. в основном оптимистичные и предполагают дефицит на рынке и цену от $50-60 за баррель нефти марки Brent. Корпоративные прибыли показали хороший рост относительно провального II квартала. Прослеживается осторожность многих компаний, они стараются погасить краткосрочные задолженности и оставить кэш у себя. Настораживает снижение капитальных затрат частных европейских компаний ниже уровня амортизации, что из-за специфики отрасли может сказаться на производственных мощностях. В целом многие компании из отрасли являются недооценёнными, но стоит учитывать риски, о которых было указано выше.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх