На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

185 подписчиков

Свежие комментарии

Битва за рентабельность

Топливный рынок России переживает сегодня не лучшие времена. Инфраструктура АЗС требует постоянного обновления, а прибыль от продажи бензина и дизтоплива в розницу становится все меньше и меньше. Около 50% рынка по количеству реализуемого топлива по-прежнему занимают крупные нефтяные компании, однако и они начинают сокращать свои сети в отдаленных районах страны.

Тем временем цены на топливо бьют рекорды: биржевой территориальный индекс бензина марки «Регуляр-92» (Аи-92) по итогам торгов 19 июля вырос по данным СПбМТСБ на 0,7%, до 56,29 тыс. руб. за тонну и обновил исторический максимум.

Автоматизация и постепенный переход на электромобили создают новый образ заправок — с минимальным количеством персонала, но большой зоной отдыха для клиентов. Об основных трендах и перспективах рынка «НиК» рассказал основатель бренда безоператорных мини АЗС и топливораздаточных колонок Benza Михаил Колесников.

Структура рынка

Согласно отчету Росстата, в России в 2020 году насчитывалось около 29 тыс. АЗС. В это число входят и традиционные АЗС, и зарядные станции для электрокаров, а также АГЗС и АГНКС. Среди крупных розничных сетей тройка лидеров по количеству АЗС не меняется уже несколько лет. «Роснефть», по данным компании, владеет примерно 3 тыс. заправок. По информации сайта benzin-price, у компании ЛУКОЙЛ — 2,5 тыс. заправок, у «Газпромнефть» — 1,4 тыс. Всего вертикально интегрированным компаниям принадлежит около 7 тыс. заправок, более мелким операторам — порядка 15-16 тыс. В статистику Росстата также входят те АЗС, которые находятся на территории предприятий и обслуживают их нужды.

По проливу топлива распределение иное.

Около 60% проходит через АЗС крупных нефтяных компаний, остальное — через мелкие сети.

Данные статистики разнятся в зависимости от того, учитывают они АЗС на территории предприятий или нет.

Снижение привлекательности топливного бизнеса

Рынок АЗС в 90-х годах в России считался золотой жилой. С приходом новых технологий крупные компании начали строить большие многотопливные станции. Началось это с появлением компании BP, за ними подтянулся «Юкос». Клиенты стали отдавать предпочтение этим модернизированным АЗС. Рынок начал смещаться в сторону вертикально интегрированных компаний, которые могли себе позволить вкладывать средства в создание современной инфраструктуры.

Тем не менее, для нефтяных компаний топливный рынок и тогда не был центром прибыли. Они начали развивать розничные сети, чтобы сохранить и увеличить оптовые продажи. Рознице оставили небольшую маржу, чтобы поддержать ее существование, и даже готовы передавать их в аренду сторонним организациям. Рентабельность розничного бизнеса сегодня составляет в пределах 0-1,5 рубля на 1 л топлива, в то время как еще 2-3 года назад она составляла 4-5 рублей на 1 л.

Сейчас государство сдерживает розничные цены, и это создает условия для повышения оптовых. В 90–2000-е годы у независимых трейдеров дела шли неплохо. В течение последних трех лет ситуация ухудшилась. В условиях государственного сдерживания цен и олигопольной структуры рынка, где доминируют крупные и государственные компании, независимым ритейлерам выживать становится очень не просто. Приходится работать в ноль или даже доплачивать потребителю, работая с отрицательной маржинальностью, лишь бы не потерять клиентов.

Розничный топливный бизнес перестал быть привлекательным как для независимых игроков, так и для крупных компаний.

Некоторые крупные компании прекратили строить новые АЗС. Нефтяники не видят стратегического значения в расширении топливораздаточной сети.

В то же время сокращается и клиентская база. Из-за дороговизны топлива происходит отток клиентов, что тоже бьет по рынку, резко сокращая рентабельность.

Цены на бензин

По данным Росстата, рост цен на бензин в России в первой половине 2021 года составил 4,3%, немного превысив размер инфляции (3,77%). По данным ЦДУ ТЭК, средняя розничная цена на бензин сейчас составляет 45,7 руб./л на Аи-92 и 49,1 руб./л на Аи-95.

В течение года розничные цены не покажут большого прироста — он будет сравним с уровнем инфляции. Напомним, в России с 2019 года действует демпферный механизм. Он компенсирует нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) разницу в цене на топливо, если цены на нефть на мировом рынке выше, чем в России. Если же цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет.

Перспективы рынка

Крупные нефтяные компании, столкнувшиеся с оттоком клиентов на собственных АЗС, не много потеряют, но в то же время сохранятся повышенные издержки на содержание сети АЗС. Она не приносит компаниям прибыль и сейчас является больше нагрузкой, чем интересным бизнесом. Поэтому они уже начали сокращать самые нерентабельные объекты в отдаленных регионах и в местах с небольшим траффиком.

На удаленных объектах с небольшим объемом потребления нет экономической целесообразности реконструировать устаревшие заправочные комплексы. Для этого нужны вложения, сопоставимые с постройкой новой АЗС, и заведомо известно, что они не будут возвращены. Как поставщики контейнерных и мобильных заправок, мы наблюдаем этот процесс в течение последних 2-3 лет.

В ближайшее время сети АЗС будут стремиться компенсировать рентабельность всеми возможными способами.

Магазины с сопутствующими товарами, кафе — сегодня это единственная возможность окупить затраты на содержание заправок.

Поэтому в экономически выгодных местах зоны торговли и общепита на АЗС будут разрастаться.

Еще один путь сокращения издержек для ритейлеров — автоматизация. Все больше АЗС будут переходить на самообслуживание. Крупные компании уже сейчас тестируют технологию распознавания лиц, чтобы в будущем создавать объекты без операторов. Доля таких объектов будет увеличиваться.

Еще один тренд, который негативно влияет на топливный рынок, — распространение электромобилей. Это серьезная и нерешаемая проблема. Если кто-то думает, что никто от топлива не откажется — это большое заблуждение. Последний год показал, насколько серьезно электромобили пришли на рынок. Никаких предпосылок, чтобы этот тренд остановился, нет. Производители Volvo и Audi уже анонсировали, что последние модели на бензиновом топливе будут выпущены в 2025 году.

По данным Росстата, сейчас в России всего 51 электрозаправка, но в ближайшее время все больше АЗС будут давать возможность не только залить топливо, но и подключиться к электрической инфраструктуре. Это еще одна предпосылка к тому, чтобы увеличивать зоны магазинов, кафе, ресторанов на территории АЗС. Электромобиль заправляется 10-30 минут, и клиентам надо где-то коротать время.

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх