На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефть Капитал

185 подписчиков

Свежие комментарии

  • Аршак Меликджанян
    вопрос на миллиард рублей, к сожалению ответа не будетПХГ Германии уже ...
  • Анатолий Селиванов
    если фашисты не платят в Рублях, почему их Не отключают ??? какие могут быть гарантийные контракты по поставкам газа,...ПХГ Германии уже ...

«Эталонный» тариф повысит прозрачность цен на транспортировку нефти

НовостиАналитикаИнтервьюПодробноПерсоныМнения

«Эталонный» тариф повысит прозрачность цен на транспортировку нефти

Расчет необходим, чтобы принять решение об индексации транспортного тарифа для независимых производителей, остающегося неизменным с 2015 года

«Эталонный» тариф на прокачку нефти и нефтепродуктов планирует установить правительство РФ по аналогии с тарифом на транспортировку газа.

Разработать соответствующий тариф вице-премьер Дмитрий Козак поручил ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития и «Транснефти» Это означает пересмотр всей действующей системы тарификации — сейчас установлено 97 тарифов для различных участков трубопровода.

Речь идет о едином тарифе, рассчитанном на основе операционных затрат с учетом инвестиций «Транснефти». Расчет необходим, чтобы принять решение об индексации транспортного тарифа для независимых производителей, остающегося неизменным с 2015 г.

Независимые производители считают его завышенным, а методику расчета — непрозрачной.

«Цель введения «эталонного» тарифа — повышение прозрачности и предсказуемости ценообразования на транспортировку нефти. Это можно только приветствовать, особенно учитывая, что монополией на транспортировку обладает одна компания. Однако стоит отметить, что говорить о прогнозах влияния такого шага на прибыльность нефтяных компаний и на движения рынка невозможно, не зная деталей методики определения тарифов, которые пока, очевидно, не определены окончательно», — комментирует Константин Кочергин, руководитель отдела операций на финансовых рынках банка «Восточный».

По мнению Рината Резванова, регионоведа, специалиста в сфере исследований региональных социально-экономических систем, наиболее уместная параллель с вводом «эталонных» тарифов, как это ни парадоксально выглядит, прослеживается в истории с другой естественной монополией — ОАО «Российские железные дороги».

«Пример с РЖД выглядит сегодня наиболее релевантным для выстраивания той универсальной логики, в соответствии с которой может быть дальше выработан нормативный канон в нефтепроводной системе.

Причем пример с наработанной практикой, с достаточно понятной ролью и функционалом каждой из ключевых заинтересованных сторон: регулятором, владельцем инфраструктуры и потребителями услуг», — говорит Резванов.

«Эталонный» тариф на услуги РЖД был принят почти одновременно с появлением самой государственной железнодорожной корпорации — в 2003 г. Речь идет о Прейскуранте N 10-01, устанавливавшем тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры.

Эксперт отмечает, что, как и в случае с «эталонным» тарифом на транспортировку нефти, основная идея РЖД — дифференциация структуры себестоимости, попытка выделить отдельные элементы для обоснования расчетной составляющей у потребителей услуг.

Вслед за принятием унифицированных тарифов РЖД последовало и следующее действие — ежегодно Федеральная служба по тарифам вводила дисконтную ставку на определенные направления грузоперевозок, тем самым поддерживая некий конвенциональный уровень расходной составляющей у потребителей услуг — получателей искомого дисконта. Важно, что при этом в структуре себестоимости перевозок были выделены три базовые составляющие: вагонная, локомотивная и инфраструктурная (в том числе вокзальная).

«Естественно, рынок потребителей услуг положительно отреагировал на это. Во-первых, инициировалось движение в сторону прозрачности и ясности в расчетной политике, особенно что касается вагонной составляющей. Во-вторых, стал создаваться конкурентный рынок.

Конечно, в случае с трубопроводной системой вряд ли целесообразно говорить о возможности конкуренции, но о достижении транспарентности в расчетах — да, безусловно»,

— убежден Резванов.

И конечно, продолжает эксперт, важное событие в сфере тарифного регулирования связано с изданием ФСТ России в конце 2012 г. приказа об установлении ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги грузоперевозок. По сути, РЖД в условиях отведенного ей плавающего ценового коридора получила возможность самостоятельно утверждать пресловутый понижающий коэффициент.

«Регулятор в данном случае делегировал часть полномочий владельцу инфраструктуры, небезосновательно полагая, что он будет заинтересован в поддержании оптимального уровня загрузки собственных сетевых мощностей. Например, на 2018 г. правлением РЖД были установлены 23 специальные ставки, действующие в основном в пределах одного года», — говорит Резванов.

Резюмируя, эксперт считает, что в истории с «эталонным» тарифом на транспортировку нефти будет справедливо расставить акценты таким образом, чтобы основные вопросы звучали так: «Будет ли предполагать утверждение «эталонного» тарифа появление системы понижающих коэффициентов? Возможно ли, наоборот, введение системы плавающих ставок с предоставлением владельцу инфраструктуры права самостоятельного определения ее значения в пределах отведенного ценового лимита?»

Как ранее сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, предполагается, что в 2021-2025 гг. тарифы «Транснефти» по транспорту нефти будут индексироваться в диапазоне 90-100% прогнозной инфляции.

«Нужно определиться с базой тарифа, который будет взят за основу для индексации с 2021 г. Для этих целей необходимо оптимизировать текущие расходы и определить долгосрочную инвестпрограмму. Необходимо увязать эти вопросы и с уровнем выплаты дивидендов», — сказал Голомолзин.

Мария Ромашкина

 

Ссылка на первоисточник
наверх